Это наш форум!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Это наш форум!!! » Психология » Детская психология. Тесты Кэтрин Тейлор. ТЕСТ "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"


Детская психология. Тесты Кэтрин Тейлор. ТЕСТ "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

ТЕСТ "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"

Как и все другие приведенные в книге тесты, этот исходит из того, что детский рисунок отражает душевное состояние ребенка, содержание его внутреннего мира, отношения с близкими людьми. Поскольку считается, что понятия "дом", "дерево", "человек" не несут в себе какого-то явного эмоционального значения, то все, что выражает в этих рисунках ребенок, и все, что он приписывает этим объектам, - это его собственные эмоциональные реакции, выраженные в явной или символической форме. Каждый из этих объектов необходимо рассматривать как автопортрет, поскольку ребенок наделяет его некими особенностями, имеющими для него значение.
Методика состоит из двух этапов: на первом - ребенок создает рисунки, на втором - проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.
Обратитесь к ребенку со следующими словами: "Нарисуй дом как можно лучше". Как только он начнет рисовать, засеките время, чтобы знать, сколько его затрачено ребенком на рисунок. Как обычно, применение дополнительных приспособлений не предусмотрено. После того как ребенок закончит изображение рисунка, попросите его нарисовать дерево, а затем человека.
Пока ребенок работает над рисунком, вы должны наблюдать за ним и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.
После того как все рисунки закончены, переходите к беседе. Ниже приводится список вопросов, которые помогут вам прояснить все неясные моменты и получить важную информацию о ребенке.

2

Дом
Сколько этажей у этого дома?
Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
Это твой дом? (Если нет, то чей он?)
Когда ты рисовал этот дом, ты думал, кто его хозяин?
Ты бы хотел, чтобы этот дом был твоим? Почему?
Если бы этот дом был твоим:
- какую комнату ты бы выбрал себе? Почему?
- с кем бы ты хотел жить в этом доме? Почему?
Этот дом находится где-то далеко или близко?
О чем ты думаешь, когда смотришь на этот дом?
О чем он тебе напоминает?
Этот дом приветливый, дружелюбный?
Он похож на другие дома или отличается чем-то?
Какая погода на этом рисунке?
Чего не хватает в этом доме?
Куда ведет дорожка от дома?
Если бы рядом оказался человек, кто бы это был?

Дерево
Что это за дерево?
Где в действительности находится это дерево?
Каков приблизительный возраст этого дерева?
Это дерево живое?
Если ребенок говорит, что дерево живое:
Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
Если ребенок считает, что дерево мертвое:
Отчего, по-твоему, погибло дерево?
Как ты думаешь, когда это произошло?
Как ты думаешь, на кого это дерево больше похоже: на мужчину или на женщину?
Что именно в рисунке подтверждает это?
Это дерево одинокое или рядом есть другие?
Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?
Есть ли на рисунке ветер?
Покажи, в какую сторону дует ветер?
Расскажи подробнее, что это за ветер, какой он?
О чем заставляет тебя думать это дерево?
О чем оно тебе напоминает?
Это дерево здоровое?
Это дерево сильное?
Если бы ты решил нарисовать солнце, куда бы ты его поместил?
Кого тебе напоминает это дерево? Почему?
В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

Человек
Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Сколько ему (ей) лет?
Кто он?
Это твой родственник, друг или кто-нибудь еще?
О ком ты думал, когда рисовал?
Что он делает? (и где он в это время находится?)
О чем он думает?
Что он чувствует?
Какие мысли приходят тебе в голову, глядя на него?
Кого тебе напоминает этот человек?
Этот человек здоров?
Почему ты так думаешь?
Этот человек счастлив?
Почем тебе так кажется?
Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?
Какая погода на рисунке?
Кого напоминает тебе этот человек? Почему?
Чего больше всего хочет человек? Почему?

3

Интерпретация
Повторим еще раз, что каждый рисунок следует рассматривать как автопортрет ребенка. Анализ рисунка проводится в следующей последовательности:
детали;
пропорции;
перспектива;
время;
качество линий;
комментарии.
Вы должны иметь в виду, что один и тот же элемент может иметь разное значение, это зависит от общей конфигурации, а также, что он может иметь больше одного значения.

Детали
Принято считать, что детали рисунка символизируют собой то, насколько хорошо ребенок ориентируется в жизни, в какой мере он интересуется тем, что происходит в окружающей его действительности. Мы должны прояснить глубину этого интереса, то, насколько реалистичен взгляд ребенка на жизнь, как он объясняет различные жизненные ситуации и организует свою жизнь в целом.
Если ребенок, рисуя ту или иную деталь, сопровождает это комментариями, выражает в это время какие-то эмоции, вероятно, эта деталь имеет для него особое значение. Такой же вывод можно сделать, если он нарушает естественную очередность изображения деталей (например, начинает дом с дымохода), усиленно стирает какой-то элемент рисунка, возвращается к нарисованному один раз или более, затрачивает слишком много времени на изображение детали или изображает ее в необычной манере, оставляет деталь незаконченной, пропускает деталь, несмотря на то, что она является обязательной, отказывается говорить об этой детали.
Интерпретация начинается с такого показателя, как количество деталей. Прежде всего вы должны удостовериться в наличии обязательных деталей. Дом должен иметь по крайней мере одну дверь (исключением является тот случай, когда нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и дымоход или другое средство для выхода дыма из печи или чего-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол и по крайней мере одну ветвь (если ребенок не нарисовал вместо дерева пень, что расценивается как очень тревожный знак). Человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот и два уха. Отсутствие обязательных деталей в рисунках, кроме всего прочего, может указывать на сниженный уровня интеллекта, если только в процессе беседы ребенок не объяснил причину отсутствия детали.
Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что ребенок в целом склонен к замкнутости (считается, что по количеству деталей можно судить о степени контактности с окружающей средой) или выражает свое несогласие с традиционными ценностями.
В том случае, если использование малого количества деталей сопровождается низким качеством рисунка с точки зрения пропорций и пространства, можно предположить, что у ребенка слабый контакт с реальностью, снижены интеллектуальные способности.
Чрезмерное количество деталей - признак того, что ребенок испытывает сильное чувство тревоги, что-то в его окружении заставляет его сильно беспокоиться и он пытается заглушить это чувство.

4

Дом
Отсутствие какой-либо обязательной детали из перечисленных выше указывает на серьезное нарушение. Наличие дополнительных деталей (кусты, цветы, тропинка) может трактоваться как стремление заполнить и упорядочить окружающее пространство, что может быть связано с отсутствием чувства безопасности, тревогой, незащищенностью. Среди других тревожных признаков: отсутствие линии основания, разбитые окна, дверь по размеру меньше окна, окно не прямоугольной формы (если это не чердачное окно), прозрачная крыша или стена, сквозь которые можно видеть объекты внутри дома.
Ветхий, старый дом, неустойчивая постройка передают критичное отношение ребенка к самому себе. Если дом состоит из нескольких разных строений - это может выражать чувство враждебности к кому-то из близких ему людей.
Крыша, обозначенная горизонтальной линией, соединяющей стены, может свидетельствовать о заторможенности мышления, отсутствии эмоций, острых переживаниях. Высокая, крупная крыша, так же как и акцентирование на ней, вероятно, говорят о том, что ребенок склонен к фантазиям, даже зациклен на них.

Труба символизирует теплоту отношений, поэтому ее отсутствие может указывать на недостаток тепла, заботы, опеки или на наличие конфликта во взаимоотношениях с близким человеком. Непропорционально большая труба в рисунке подростка может символизировать сексуальный конфликт. Если из трубы выходит много дыма, вероятно, ребенка что-то тревожит, имеет место внутреннее напряжение.
Очевидно, что дверь подразумевает возможность доступа или отступления; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя и/или боковая дверь обычно представляет выход, бегство от действительности. Если дверь отсутствует - ребенок недоступен, замкнут, не желает контактировать с другими. Открытая дверь выражает потребность ребенка в теплых, близких взаимоотношениях, его открытость, прямодушие, общительность. Очень большая дверь может обозначать, что ребенок тяжело переносит одиночество, требует внимания, любит быть в центре внимания. Слишком маленькая дверь свидетельствует о противоположных тенденциях: крайняя замкнутость, отрицание любых контактов, нежелание подпускать к себе окружающих. Если на двери нарисован замок, это можно интерпретировать как скрытность, возможно даже враждебность, потребность в защите. О необходимости в защите говорит также наличие забора возле дома.

Окно - это образ визуального контакта. Замкнутый, ушедший в себя ребенок может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без рам, совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна, но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, шторками и т.д. Если окна нарисованы высоко от земли - это может обозначать некоторый отрыв ребенка от жизненных реалий и предпочтение воображаемых миров. Ребенок, нарисовавший окна в последнюю очередь, выражает стремление к уединению, нежеланию контактировать с окружающими. Раскрытые окна могут указывать на прямолинейность, чувство уверенности, некоторое самолюбие.

Дерево
Крупное, очень большое дерево может служить выражением агрессивного отношения. Очень маленькое дерево, по-видимому, отражает низкую самооценку. Если рисунок состоит преимущественно из слабых, тонких линий - это говорит о неуверенности, нерешительности, слабой приспособленности. Если форма дерева напоминает замочную скважину, с кроной в виде круга или овала, - это означает сильные враждебные импульсы. Дерево такой формы большей частью представляет собой незаполненное пространство. Враждебность выражается в том, что ребенок отказывается изображать более тщательно крону (которая символизирует стремления к получению удовлетворения от окружающего мира). Рубцы на теле дерева, сломанные, поникшие или мертвые ветви, по-видимому, символизируют душевные травмы. Если ребенок графические или устно указывает на то, что дерево мертвое - это расценивается как признак чувства неполноценности, неприспособленности, несостоятельности, бесполезности, вины и т.д. Чаще всего мертвыми или частично мертвыми называют ветви или корни. В таком случае поврежденные ветви трактуются как символ травмирующего воздействия окружающей среды, а мертвая корневая система подразумевает внутриличностную дисгармонию. Предполагается, что дерево символизирует то, как ребенок ощущает себя в окружающей его реальности. Поскольку внешние силы, воздействующие на дерево, преимущественно являются метеорологическими, то через описание погодных условий ребенок может выразить свое впечатление о том, как он воспринимает отношения со стороны окружающих: является ли окружающая реальность в целом благосклонной и дружественной или угнетающей и враждебной.
Ветер символизирует чувство подверженности воздействию сил, которые практически не поддаются контролю. Направление ветра умеренной силы слева направо по горизонтали считается общепринятым и не интерпретируется. Если, по словам ребенка, ветер сильный, а направление отличается от обычного, "то, очевидно, это имеет какое-то особое значение. Считается, что ветер, который дует снизу вверх, (вертикально или по диагонали) символизирует сильное желание ребенка перенестись из реального мира в мир фантазии; ветер, дующий по диагонали, от верхнего угла к нижнему, имеет противоположное значение (при этом направление трактуется с точки зрения времени: левый угол это прошлое, правый - будущее).
Считается, что заходящее солнце может означать депрессивное состояние, подавленность. Солнце, нарисованное за облаком, подразумевает, что между ребенком и тем человеком, которого он считает "дающим тепло", имеют место тревожные, напряженные, не приносящие удовлетворения отношения. Даже при наличии таких негативных характеристик погоды, как сильная жара или сильный холод и т. п., вы не должны делать скоротечных выводов без дальнейших доказательств.
Для интерпретации прочих особенностей рисунка дерева вы можете обратиться к описанию теста "Рисунок дерева", приведенного выше.

Повторим еще раз, что человек, изображенный анфас, должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот и два уха.
Руки человека не что иное, как орудия, при помощи которых совершается оборонительное или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Ребенок может ярко выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук и ступней. Разведенные руки - выражение стремления к действию. Если руки скрещены на груди - это свидетельство замкнутости, мнительности, ухода в себя. Длинные руки - наличие каких-то стремлений, амбиций. Короткие руки, напротив, выражают отсутствие стремлений, направленных на внешний мир. Если руки длинные и слабые - это признак зависимости и потребности в защите и опеке. Непропорционально длинные ноги - стремление к независимости. Короткие ноги выражают чувство беспомощности.
Глаза, нос, рот и уши представляют собой рецепторы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (например, выслушивание обвинений, критики), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего только глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта также указывает на отсутствие желания общаться.
Подробное описание деталей рисунка человеческой фигуры и их интерпретационное значение вы можете найти в описании теста "Рисунок человека".

5

Поскольку мы обращаемся к ребенку с просьбой нарисовать только дом, дерево и человека, то присутствие прочих элементов можно считать неуместным, если только они не являются неотъемлемой частью перечисленных объектов. Примерами лишних деталей (которые, по-видимому, представляют собой потребность сгладить тревожную ситуацию) являются: для рисунка дома - дерево во дворе, для рисунка дерева - птица на нем или животное рядом с ним, для рисунка человека - любые окружающие его объекты.
Считается, что деревья (или кусты), нарисованные возле дерева или человека, часто олицетворяют людей (обычно членов семьи), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях.
Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, строго говоря, не является уместной деталью. Она интерпретируется как признак незащищенности (поскольку, можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка). Линия основания дает необходимую точку отсчета; обеспечивает стабильность рисунка в целом. Значение линии основания зависит от того, что на ней нарисовано (линия основания реже всего рисуется под человеком, чаще всего под деревом), от того, сколько объектов над ней изображено и насколько ребенок акцентировался на изображении линии (ее размеры, толщина, перерисовывание и т.д.). Значение линии основания может быть объяснено самим ребенком в процессе беседы.
К неуместным деталям можно отнести облака в небе (для любого из трех рисунков), которые могут указывать на общее чувство тревожности, связанное с взаимоотношениями с окружающими.
Акцентирование ребенка на той или иной детали обязательно учитывается при интерпретации. Акцентирование может выражаться в чрезмерном внимании к деталям, (например, окно расчерчивается на множество клеток и становится похожим на сетку), в навязчивом возвращении к детали после ее завершения. Такое подкрепление в целом может означать смутную тревогу.

6

Последовательность деталей. Здесь рассматриваются попытки ребенка отойти от нормальной последовательности в изображении дома, дерева и человека.
При выполнении рисунка дома должен соблюдаться следующий порядок: крыша, стена (стены), дверь, окно (или сперва окно, затем дверь). Другой возможный вариант - начать с линии земли, затем нарисовать стены, крышу и т.д. Неуверенные в себе дети могут рисовать детали объекта без учета какой-либо связи между ними.
Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: сначала ствол, затем ветви и крона и/или листва или сначала макушка дерева, затем ветви, ствол и основание ствола. Предполагается, что ветви дерева символизируют сферу контактов и взаимоотношений ребенка с окружающим миром и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует его чувства, касающиеся его основных способностей, личного потенциала. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.
Человек чаще всего изображается в следующей последовательности: сначала голова, затем черты лица, потом шея, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д. Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать: 1) о тенденции отвергать воспринимаемые внешние стимулы; 2) о желании оттянуть насколько возможно идентификацию нарисованного человека.
Любое отклонение от нормальной последовательности, включая:
необычный порядок изображения;
произвольный возврат к чему-то ранее нарисованному;
подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся),
следует расценивать как требующее особого внимания.
Вы должны попытаться определить, чем вызвано отклонение от нормальной последовательности рисования деталей. Возможно, это говорит о неустойчивости характера, нерешительности, неких эмоциональных расстройствах или низком интеллекте.
Еще один фактор, на который следует обратить внимание - это согласованность рисунков. В принципе все три рисунка должны быть выполнены в примерно одинаковой манере, с одинаковой силой нажима, одинаковой прорисованностью деталей и их количеством. Если же, ребенок на двух рисунках использовал большое количество деталей, а на третьем незначительное их количество, то на этом следует заострить внимание.

7

Пропорция рисунка
Принято считать, что с помощью пропорций ребенок указывает на то, какие оценки он присваивает нарисованным объектам, или тому, что они символизируют.
Два основных способа демонстрации такого отношения - это когда рисунок занимает очень маленькую площадь пространства и когда рисунок занимает почти все предназначенное место, или даже не умещается на странице. Первый способ обычно трактуется как проявление чувства неполноценности, склонность избегать реальность или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение (например, часто через рисунок дома выражается символическое отвержение семьи). Второй может интерпретироваться как проявление чувства сильной фрустрации, вызванной отношением окружающих в сочетании с чувством враждебности; проявление напряженности и раздражительности или отражение чувства беспомощности (если, например, ступни и/или часть ног нарисованного человека "срезаны" нижним краем листа).
Если дерево имеет большие размеры, по-видимому, ребенок остро ощущает свою зависимость от окружающей реальности и, возможно, проявляет агрессивность или склонность к ней. Дерево крошечных размеров отражает его чувство неполноценности, неадекватности и потребность замкнуться в себе.
Значимым может быть такой фактор, как непропорциональность какой-либо детали по отношению к рисунку в целом. Например, крошечная дверь, которая меньше окна в доме, интерпретируется как отражение нежелания ребенка допускать кого-либо к своим истинным чувствам. Или когда он рисует человека с очень мускулистыми руками, непропорциональными по сравнению с телом, тем самым выражая потребность в физическом совершенстве.

Перспектива
Рисунок, помещенный строго в центре листа, трактуется как проявление чувства незащищенности и ригидности. Стремление разместить рисунок в верхнем левом углу свойственно тем, кто проявляет довольно заметную тревожность или регрессию. Считается, что это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое. Возможно, угол страницы символизирует безопасность, которая традиционно приписывается углу комнаты. Ребенок, чувствующий, что его контакт с реальностью ограничен, может выражать это, изображая дом без линии основания, в подвешенном состоянии над землей и без нижнего края стены. На то же может указывать дерево с корнями, которые почти не касаются линии земли или опираются на ее поверхность, подобно когтям большой птицы.
Если дом не поместился на листе и край листа "срезает" одну или несколько комнат дома, то это часто выражает нежелание ребенка рисовать данную комнату из-за каких-то неприятных ассоциаций, связанных с ней или живущими в ней людьми. Ребенок, рисующий дом, примыкающий к краю листа, выражает чувство незащищенности, которое часто имеет временную привязку (левый край - прошлое, правый - будущее). На то же самое может указывать и рисунок человека, примыкающий к краю. "Срезание" макушки дерева говорит о стремлении найти удовлетворение в фантазии. "Срез" левого края рисунка, по-видимому, обозначает фиксацию на прошлом в сочетании со страхом перед будущим, а "срез" правого края, вероятно, свидетельствует о желании оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого. Если рисунок примыкает к верхнему краю листа, это означает фиксацию на размышлениях и фантазиях. Дерево, примыкающее к краю листа, указывает на ощущение "зажатости" и, как следствие, усиление агрессивных стремлений. Случаи, когда нижний край листа играет роль основания рисунка, могут отражать угнетенное, депрессивное настроение, подавленность. Дерево, нарисованное как будто на возвышении, означает чувство напряженности, потребность в защите и безопасности. Одинокое дерево на вершине холма может представлять чувство одиночества в совокупности со стремлением к автономии. Использование в рисунках дерева и дома пространства слева от центра - доминирование эмоциональной сферы, а справа - интеллектуальной.

8

Время
Предполагается, время, затраченное на рисунок, может указать на то, насколько он значим для ребенка.
Большое количество времени, затраченное на выполнение того или иного рисунка может свидетельствовать о наличии сильного позитивного или негативного чувства ребенка по отношению к изображенному объекту или его фрагменту или тому, что он символически представляет. Если ребенок затратил очень мало времени - это указывает на косвенный отказ от изображения объекта или ситуации, символически представленной в рисунке. Следует учесть, что высокое качество рисунка оправдывает затраченное на него большое количество времени. В целом вы должны решить, оправдывает ли затраченное время качество изображения и количество деталей рисунка.
Качество линий
Если весь рисунок выполнен жирными линиями - это может говорить о напряженности неопределенного характера. Если жирные линии использованы в изображении определенных деталей рисунка - это может означать фиксацию на этой детали, или враждебность по отношению к нарисованному объекту, или тому, что он символизирует. Контур дома, дерева или человека, нарисованный жирными линиями, в отличие от других линий внутри этих рисунков может указывать, что ребенок чувствует угрозу нарушения своей целостности. Если жирными линиями нарисован торец дома или ствол дерева - это, вероятно, означает, что ребенок старается сохранить контакт с реальностью. Очень жирная линия земли обычно интерпретируется как отражение чувства тревожности, вызванного взаимоотношениями с окружающими. Жирные линии контура крыши дома означают фиксацию на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги. Если все три рисунка выполнены чрезвычайно слабыми линиями, то это интерпретируется как показатель чувства неполноценности, нерешительности и страха поражения. Если линии становятся тоньше от рисунка к рисунку - это может указывать на тревогу или депрессию. Слабые линии, использованные только при выполнении некоторых деталей, отражают нежелание ребенка рисовать эту деталь из-за неприятных ощущений, связанных с нею или с тем, что она символизирует.

Комментарии
Комментарии могут быть либо устными, либо письменными. Письменные комментарии - имена людей, названия улиц, деревьев, числа, а также геометрические фигуры или неразборчивые каракули. По-видимому, они выражают потребность контролировать ситуацию, что является следствием чувства незащищенности. Процесс изображения дома, дерева или человека, как правило, вызывает эмоциональные реакции, в результате которых дети могут выразить то, что до настоящего времени подавляли. Полное отсутствие указывает на замкнутый характер ребенка. Если же комментарии возникают часто или они кажутся неуместными - это может выражать ощущение тревоги, чувство незащищенности, попытку ослабить напряженность ситуации.


Вы здесь » Это наш форум!!! » Психология » Детская психология. Тесты Кэтрин Тейлор. ТЕСТ "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"