Оказавшись в парке, где живые деревья перерастают друг в друга, завязываются в узлы и принимают самые невероятные формы, и вправду подумаешь, что попал в какой-то затерянный мир. Но здесь нет ничего фантастического – просто тут поработали художники, которые могут сделать с деревьями всё, что угодно.

Аксель Эрландсон (Axel Erlandson), родился в 1884 году. Он был сыном шведских иммигрантов, поселившихся в Канаде, и жил тем, что выращивал бобовые и зерновые культуры.

Говорят, что именно это занятие, точнее, затейливый вид переплетающихся гибких стеблей вдохновил Эрландсона на эксперименты с деревьями.

http://immunologia.ru/images5/derevo.jpg
http://immunologia.ru/images5/derevo-0.jpg
И вправду: если могут гнуться и сплетаться травянистые растения, то почему бы не сделать такое с деревьями? В общем, эта идея показалась ему довольно интересной, и на много лет Аксель увлёкся экспериментами с деревьями, стволам которых во время роста с помощью специальных приспособлений придавал самые разные формы.    
http://immunologia.ru/images5/derevo-1.jpg
Пионер-арборскульптор Аксель Эрландсон под деревом, у которого четыре ствола сливаются в один (фото с сайта arborsmith.com).


Очень долго это оставалось одним из любимых хобби его семьи — до тех пор, пока его жена и дочь в 1945 году не отправились в путешествие, во время которого они поняли, что людей настолько привлекает вид всяких странностей, что они готовы отдавать деньги, лишь бы только посмотреть на них.

Вернувшись домой, они сразу же сказали, что их гнутые деревья могли бы оказаться не менее прибыльным зрелищем.

Аксель моментально загорелся этой идеей, купил небольшую территорию земли в Калифорнии и стал на него пересаживать лучшие деревья из своего сада – выращивать было бы слишком долго — и уже в 1947 году открыл этот необычный сад для обозрения. Название для него было решено выбрать тоже нестандартное – "Древесный цирк" (Tree Circus).

http://immunologia.ru/images5/derevo-2.jpg

Этому увлечению – и саду около дома, и Цирку – Эрландсон посвятил 40 лет. Он создал просто выдающиеся скульптуры из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он часто отвечал что-то типа: "Я их просто попросил об этом".

Применение арборскульптурам можно найти где угодно (фото с сайта arborsmith.com).
http://immunologia.ru/images5/derevo-3.jpg

http://immunologia.ru/images5/derevo-4.jpg

Но в 1963 году Эрландсон продал Цирк и через год скончался.

Зелёные скульптуры были настолько восхитительны, что они не могли пропасть. Скоро у Цирка появились новые владельцы — Ларри и Пегги Томпсоны (Larry, Peggy Thompson).

Они решили, что место должно быть таким же аттракционом, как и прежде, и изменили его совсем немного: дали ему новое название – "Затерянный мир" (Lost World) — и расставили динозавров из стекловолокна, которые должны были привлекать внимание к удивительному парку.

Но, к сожалению, Лари вскоре умер, ещё до того как "Затерянный мир" открылся до посетителей, и Пегги, оставшейся с тремя детьми, пришлось самой несколько лет управляться с парком.

Это успешно удавалось ей несколько лет, но вскоре она захотела парк продать. Проблема вдруг оказалась в том, что покупатель почему-то никак не находился.

http://immunologia.ru/images5/derevo-5.jpg

Самые крупные проблемы у парка появились в 1984-м, когда начались серьёзные споры о том, можно ли эту территорию считать историческим памятником. Иначе "Затерянному миру" грозило разрушение бульдозерами.    

Изяществу некоторых произведений невозможно не удивиться (фото с сайта growingvillage.com).

http://immunologia.ru/images5/derevo-6.jpg

В 1985 году Майкл Бонфанте (Michael Bonfante), владелец сети бакалейных магазинов Nob Hill Foods, приобрёл и пересадил несколько деревьев для своего развлекательного парка в калифорнийском городе Гилрое.

Сейчас скульптуры из деревьев, или арборскульптуры (от латинского "arbor" — дерево), создаются, в основном, теми же методами, которыми пользовался ещё Аксель Эрландсон.

Например, деревья изгибают, обрезают, прививают, объединяют по нескольку сразу при посадке или с помощью прививки.

http://immunologia.ru/images5/derevo-7.jpg

http://immunologia.ru/images5/derevo-8.jpg

Чем-то арборскульптуры могут напоминать бонсай – из-за тех же методов, например, скручивания или обрезки.

Зато, если продолжать дальше сравнивать, то можно заметить, что древесные произведения не имеют ничего общего с искусством художественной стрижки садов, ведь подстрижка формирует только лишь листву. А скульптуры из деревьев – это, прежде всего, изменение формы ствола.

Сейчас один из самых известных арборскульпторов – Ричард Римс (Richard Reams). В общих чертах, то чем он занимается — это то же самое, что делали его предшественники. Разве что его конструкции выглядят намного разнообразнее.
Главная идея, которой руководствуется Ричард, звучит примерно так: "Представь себе тот мир, в котором хотел бы жить, и сделай его сам". Вот так и получаются самые восхитительные арт-неожиданности – вплоть до домов из растущих деревьев.

Поэтому арборскульптурные композиции, скорее, напоминают шпалерник – посадки, которые в результате таких же операций – сращивания, пригибания, обрезки, — превращаются в сплошную живую древесную решётку, покрытую листвой.

Самое интересное, что композиции из деревьев не требуют никакого хитроумного инвентаря, никаких особых технологий. И почему арборскульптурное направление в искусстве и дизайне не появилось ещё в глубокой древности – этот вопрос так и остаётся загадкой . . .